ФГУП "Специальное конструкторско-технологическое бюро башенного краностроения"
ФГУП СКТБ БК
Руководящий нормативный документ
Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы
Часть 11. Строительные подъемники
РД 10-112-11-03
Дата введения 2003-04-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН ФГУП "Специальное конструкторско-технологическое бюро башенного краностроения" (ФГУП СКТБ БК) - головной организацией по строительным подъемникам
129301, Москва, ул. Касаткина, 11
Телефон и факс 286-90-14
2. РАЗРАБОТЧИКИ Невзоров Л.А., Пазельский Г.Н., Котельников В.С., Комиссаров В.Я., Гехт А.X., Постникова Н.А.
3 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 01.04.03
4 Введен впервые
1. Область применения
1.1. Настоящий документ распространяется на строительные подъемники (грузопассажирские, грузовые и фасадные)*. Документ, действующий совместно с РД 10-112 часть 1 и РД 03-484, устанавливает конкретные требования к обследованию строительных подъемников.
_____________
* Далее в тексте документа все вышеперечисленные типы именуются просто "подъемники".
2. Термины и определения, нормативные ссылки
2.1. В настоящем РД в дополнение к терминам, приведенным в ПБ 10-518, используются следующие термины и определения:
Дообследование - этап обследования, заключающийся в выявлении дефектов в узлах, недоступных или труднодоступных для контроля при обследовании подъемника в рабочем (смонтированном) положении и подлежащих диагностированию после разборки узла для последующего проведения, при необходимости, капитально-восстановительного ремонта.
Ремонт капитально-восстановительный - ремонт подъемника с истекшим сроком службы, выполняемый после разборки подъемника, с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования и дообследования, для восстановления его ресурса.
2.2. В настоящем РД использованы ссылки на стандарты, приведенные в приложении А11.
3. Общие требования
3.1. Виды и периодичность обследования.
3.1.1. Требования по видам и периодичности обследования, приведенные в настоящем РД, основаны на РД 10-112 часть 1 и уточняют их применительно к особенностям подъемников, не отменяя указаний, приведенных в эксплуатационной документации, информационных письмах предприятий-изготовителей, Госгортехнадзора и проектных организаций на эти подъемники.
3.1.2. Обследования подразделяются на:
- первичное (по истечении срока службы);
- повторное (первое, второе и последующие - до списания подъемника);
- внеочередное (в случаях, предусмотренных и п. 3.1.10 настоящего РД).
3.1.3. Нормативный срок службы подъемников следует принимать по данным эксплуатационной документации или стандартов. При отсутствии этих данных нормативный срок службы:
- грузопассажирских;
- грузовых;
- фасадных подъемников и
- лебедок,
следует принимать в 5 лет.
3.1.4. Истечение нормативного срока службы определяется с даты выпуска подъемника предприятием-изготовителем, указанной в паспорте подъемника. При отсутствии указания в паспорте месяца изготовления подъемника срок его изготовления следует исчислять с 1 января года изготовления.
3.1.5. Подъемники за сроком службы должны подвергаться полнокомплектным и (при необходимости) - капитально-восстановительному ремонтам.
3.1.6. Максимальный срок эксплуатации до следующего обследования должен определяться с учетом технического состояния подъемника, действенности у предприятия-владельца системы Технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) и не должен превышать:
- после первичного обследования - 2 лет;
- после повторных обследований - 1,5 лет.
3.1.7. Типовой график проведения ТО и Р принимается по эксплуатационной документации.
3.1.8. Полнокомплектные ремонты должны проводиться после каждого обследования (при наличии записей в дефектной ведомости о необходимости проведения ремонта). Капитально-восстановительный ремонт, а соответственно разборка и дообследование подъемника должны проводиться после второго повторного обследования (если по своему техническому состоянию подъемник к этому времени не достигнет своего предельного состояния и не будет списан). Возможность дальнейшей эксплуатации определяется комиссией, проводящей обследование.
3.1.9. Обследование подъемников:
- изготовленных по зарубежным нормам;
- работающих в условиях агрессивной среды;
- работающих в условиях отступлений от паспортных данных по температуре окружающей среды (по ГОСТ 15150), ветровому (по ГОСТ 1451) или сейсмическому (по СНиП II-7) районам, при работе на вечномерзлых фунтах.
Должно выполняться в соответствии с требованиями настоящего РД и с учетом дополнительных требований, разрабатываемых для конкретных случаев СКТБ БК.
3.1.10. Внеочередному обследованию подвергаются подъемники в следующих случаях:
- при возникновении в процессе эксплуатации повторных трещин в несущих металлоконструкциях и направляющих;
- при появлении серьезных деформаций металлических конструкций, возникающих в процессе перебазировки, монтажа, технического освидетельствования, в случае появления аварийных ситуаций и др.;
- по требованию органов Госгортехнадзора или по заявке владельца подъемника.
3.2. Организация обследования