Понедельник, 20.05.2024, 03:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Апрель » 9 » 11. "Атакованное поле"
11:30
 

11. "Атакованное поле"

11. "Атакованное поле"

«Атакованное поле» - свободный квадрат, находящийся под ударом, атакой любой фигуры противника. Свои фигуры для своих фигур атакованные поля не создают.
В традиционных шахматах «атакованное поле» учитывается в двух случаях: при любых маневрах Короля, где «атакованное поле» может быть создано любой фигурой противника и при совершении первого хода пешкой на два квадрата вперед, если «атакованное поле» создает пешка противника (правило взятия пешки «на проходе»).
1. «Атакованное поле», касающееся пешек, делающих свой первый ход через квадрат.

Правила шахмат ФИДЕ (2005 г., Статья 3 «Ходы фигур», 3.7.d): «Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе»».

Маневры пешек, связанные с правилом взятия пешки «на проходе» очень интересны и функция атакованного поля в этом случае представляется ярко показательной и типично шахматной. Но возникает вопрос: почему пешка одной стороны может создавать атакованное поле для пешки другой стороны, делающей свой первый двойной ход, а любая из шахматных фигур такого права лишена? Почему атакованное поле, созданное пешкой, действует, а атакованное поле, созданное шахматной фигурой, не действует?

Существующее положение является несправедливым и не правильным.

У шахматной фигуры не может быть меньше прав, чем у пешки. Атакованные поля, созданные пешками и шахматными фигурами, действуют одинаково и являются равными по силе. Разница в том, что пешка создает атакованные поля на 3-й и 8-й горизонталях, вплотную приблизившись к пешке противника, делающей свой ход через квадрат, а шахматная фигура способна действовать издалека, контролировать какой-либо квадрат на расстоянии.

Права у пешки и шахматной фигуры в вопросе, касающемся создания «атакованного поля» для пешки, делающей свой первый двойной ход, должны быть равными.
В стоклеточных шахматах, для любой пешки одной стороны, делающей свой первый ход через рядом находящийся квадрат по вертикали (двойной ход), «атакованное поле» может быть создано не только пешкой другой стороны, но и любой шахматной фигурой.
В случае хода пешки через «атакованный квадрат», она может быть сбита фигурой противника, и фигура противника устанавливается в квадрат «атакованного поля», созданного ею раньше. В данном случае пешка должна, либо воздержаться от хода, либо закрыться собственной фигурой от атаки фигуры противника, либо защитить «атакованное поле» силами собственных фигур.
Право сбить пешку одной стороны, перешагнувшую «атакованное поле», созданное фигурой другой стороны, предоставляется очередным ходом и действует только один ход. Через ход, право сбить пешку противника, перешагнувшую «атакованное поле», теряется.
Брать фигурой пешку, перешагнувшую «атакованное поле» или не брать - решает шахматист, но право такое он имеет, так же как и пешка имеет право совершать свой первый ход через «атакованное поле», рискуя быть сбитой.

2. Разнотипные ходы шахматных фигур.

В классических шахматах Король не может занять, перепрыгнуть или перешагнуть атакованное поле, созданное любой шахматной фигурой противника. Примером служит классическая рокировка, где Королю запрещается пересекать или занимать атакованное поле.
Именно, вышеизложенное правило игры в классике, ставшее основанием для поведения «сильного» Короля в стоклеточных шахматах, позволяет заключить, что способ передвижения «сильного» Короля на шахматном поле, а также пешки, делающей свой первый, двойной ход, отличается от способа передвижения любой другой шахматной фигуры.
Движение «сильного» Короля и пешки, делающей свой первый, двойной ход, рассматривается как поэтапное, шаговое перемещение шахматной фигуры с квадрата на квадрат. Квадрат, атакованный фигурой противника, находящийся на пути следования «сильного» Короля, является преградой, не позволяющей дальнейшее продвижение «сильного» Короля без тяжелых для него последствий. Пешка, делающая ход через квадрат, также рискует быть сбитой, так как двигается поэтапно, с квадрата на квадрат.

Пересечение «атакованного поля» равносильно занятию «атакованного квадрата». Разница в том, что пересечение «атакованного поля» Королем может повлечь за собой непоправимые последствия, а для пешки маневр взятие «на проходе» бывает выгодным.

Правила шахмат ФИДЕ: играющий «может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле».

Следовательно, правильная запись хода пешки, делающей двойной ход, должна выглядеть не е2-е4, а е2-е3-е4 (не двойная, а тройная запись). Запись хода «сильного» Короля должна выглядеть не Ке5-с5 (Кре5-с5), а Ке5-d5-с5 (Кре5-d5-с5). Указанные шахматные фигуры перемещаются с квадрата на квадрат шаговым способом и это должно быть отражено в нотации.

Как может пешка, находящаяся на 7-й горизонтали сбить пешку, сделавшую двойной ход и установиться в квадрате 8-й горизонтали, если в записи не отражено, что пешка, начавшая свое движение, прошла атакованный квадрат?
Движение любой другой шахматной фигуры, кроме Короля и пешки, рассматривается как одномоментное действие.

Указанные новшества, связанные с нотацией не являются обязательным правилом. В нотациях шахматных партий можно применить новшества, а можно производить запись шахматной партии по сложившейся традиции.

Диаграмма 5. «Атакованное поле», фрагмент 4.

4. Пешка g9 планирует ход на g7. Упреждая этот ход, Nk9-i7 (Кk9-i7). Конь k9 сделал ход на i7 и устроил контроль над полем g8. В классике атакованное поле, созданное конем во внимание не принимается, и пешка свободно может делать свой первый двойной ход через квадрат.

В 100-клеточных шахматах атакованное поле «на проходе» пешки может устраивать любая фигура. В данном случае, пешка g9 не может сделать свой первый двойной ход через квадрат g8, так как Ni7 (Кi7) атакует поле g8 и препятствует продвижению пешки g9. Необходима помощь. Kg10-f9 (Крg10-f9) контратакует квадрат g8 и дает возможность пешке сделать ход g9-g7.

Диаграмма 5, фрагмент 5.

5. Пешка i2 готова сделать ход на i4 и следовать к квадрату «превращения» в фигуру. В классике это возможно. В стоклеточных шахматах такой ход приведет к потере пешки, так как квадрат i3 контролируется Kh4 (Крh4).

В случае i2-i4, следует ответ:Kh4xi3 (Крh4xi3). Прежде чем осуществить ход i2-i4, необходимо Kk5-k4 (Крk5-k4).

3. "Атакованное поле", созданное шахматной фигурой одной стороны не отменяется "атакованным полем", созданным фигурой или фигурами другой стороны. Качество фигуры, устроившей «атакованное поле», а также очередность создания атакованного поля шахматными фигурами, значения не имеют.

Атакованные поля, созданные фигурами различного цвета в одном и том же квадрате не слагаются и не вычитаются. Атакованное поле, созданное фигурой одной стороны, может противостоять атакованному полю, созданным в одном и том же квадрате несколькими фигурами другой стороны.

Атакованные поля, созданные фигурами различного цвета в одном и том же квадрате, действуют одновременно и равносильно.

4. Шахматные фигуры могут устраивать линии атакованных полей, которые взаимодействуют одновременно и линия "атакованных полей", созданная фигурой одной стороны не может быть прервана "атакованным полем", созданным фигурой другой стороны.

Линию атакованных полей может пресечь только лишь какая-либо шахматная фигура собственным присутствием на атакованном квадрате.


Авторское право © Дубровский В.И. Все права защищены.

Просмотров: 266 | Добавил: thaddecs | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024

    Создать бесплатный сайт с uCoz